Экспертиза по делам детско-родительских отношений
Объектами исследования могут быть:
- Ребенок (дети).
- Родители (воспитатели, усыновители т.п.).
- Детско-родительские отношения.
- Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок - братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).
- Ситуация развития.
- Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.
1. По делам о лишении или ограничении родительских прав целесообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовершеннолетних):
Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них?
Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?
Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?
2. По делам о спорах относительно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, рекомендуется ставить следующие вопросы:
привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)? Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
Какова привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
Какие психологические факторы могут влиять на нежелание ФИО. проживать с отцом (матерью)?
Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
Имеются ли у ребенка психические отклонения, обусловленные семейным конфликтом?
Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?
Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?
Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?